Сейчас правительство может засадить художника в тюрьму за созданную им картину или рисунок, на котором лицо, не достигшее 18 лет, изображается в сексуальной манере. В Германии — и даже в Канаде — можно получить приговор за использование свастики, если ее сочтут пропагандой нацизма, а не элементом одобренного исторического или художественного контекста. Судить о художественных достоинствах работы обычно поручают какому-нибудь некомпетентному, невежественному и лицемерному судье либо присяжному; недостаточная ясность и четкость, присущая этим законом, представляет собой серьезное нарушение свободы самовыражения. «Священная» Первая поправка превратилась в конституционную шутку, и на каждую победу, одержанную благодаря ей, приходится много незамеченных поражений. Наше общество больше озабочено защитой чувств и состоятельных корпоративных лицемеров, чем защитой права художников изображать то, что они выбирают (даже если контекст, в котором эти объекты используются, трудно проглотить).
Все дело в контексте. Вы можете каждый день видеть Гитлера на кабельном канале, транслирующем исторические передачи. Не достигших половой зрелости девочек с обнаженной грудью и торчащими сосками используют для рекламы продукции Кельвина Кляйна в журналах, которые можно приобрести в любом киоске.
На первый взгляд может показаться, что за последние два десятилетия к «неприличному» и «оскорбительному» искусству стали относиться более терпимо. Ларри Флинта превознесли в заметной голливудской картине, а на непристойном судебном слушании по делу рэпперской группы 2 Live Crew присяжные спросили судью, могут ли они смеяться, слушая не прошедшие цензуру тексты группы. Получили широкое распространение либеральные движения, такие, как движение за права геев. Изощренная порнография с фетишами и извращениями, в общем, стала более доступной публике, во многом благодаря появлению Интернета. Кажется, будто в западном обществе существует больше свободы самовыражения, чем когда-либо.
Вся беда в том, что это миф. Господствующая политкорректность развилась до новой разновидности пуританства. Те же самые люди, которые борются за права геев, первыми набрасываются на то, что не соответствует их программе. В «Птенце ястреба», документальном фильме о Североамериканской ассоциации за любовь между мужчинами и мальчиками (NAMBLA), многие гомосексуалисты категорично высказывались против NAMBLA, хотя единственное заметное расхождение в их движениях заключается в небольшой возрастной разнице между теми, с кем они хотят вступать в сексуальные отношения.
Запреты на педофилию и свастику пригодились для разжигания гнетущей истерии. Даже среди непредубежденных людей, открыто заявляющих о своих широких взглядах, любая попытка приостановить осуществление правосудия в отношении этих явлений трактуется как молчаливое одобрение.
Творчество Стюарта Мида, Тревора Брауна, Бет Лав и недавно умершего Блаллы В. Холлмана, являет собой пример сизифовой борьбы с политическими и сексуальными табу. Работы Стюарта Мида обладают явным фетишистским характером, особенно в отношении маленьких девочек. По словам Мида, его сексуальность застряла на доподростковой стадии из-за жестоких физических ограничений, заставивших его создать собственную сексуальную вселенную. Рассматривающие работы Мида зрители очень даже могут почувствовать себя Подглядывающим Томом, шпионящим через замочную скважину. Зрителей (вуайеристов) засасывает какая-то сказочная страна, где совсем юные создания участвуют в откровенных половых актах. Фантасмагорическая эротическая вселенная Мида воплощает безрассудные сексуальные фантазии в комичной, сюрреалистичной форме. В огромном собрании извращений творения Мида чем-то напоминают «120 дней Содома» маркиза де Сада. Удивительно, но в живописи и рисунках Мида фигурируют те же навязчивые идеи, что и у художника-непрофессионала Генри Дарджера, чьи «королевства нереального» были открыты лишь после его смерти. Он, как и Мид, пририсовывал пенисы к гениталиям малолетних девочек. В отличие от де Сада и Дарджера Мид не особо увлекается жестокостью и, похоже, больше склонен изучать педофильские наклонности, которые имеют долгую историю, отражающуюся в жизни конкретных людей и в искусстве.
Эдипов комплекс и архетип детоубийства насыщают само понятие семьи кровосмесительными и смертоносными искушениями, так что запреты вводятся для подавления уже существующих желаний. Мифологические изображения детской красоты, которые можно обнаружить на протяжении всей человеческой истории, нередко наделены неприлично эротическим характером. Тонкая грань между родительской любовью и сексуальным домогательством становится такой же легко проницаемой, как девственная плева. Символы невинности и девственности разрушаются везде, где эта грань переходится. Подобные трагические психические травмы случаются в самых лучших семьях. Будет ли вопрос «почему нет?», заданный в контексте этих тем, проявлением дурного вкуса? Должны ли мы довольствоваться лишь вопросом «почему»?
Стюарт Мид родился в 1955 году и рос в Ватерлоо, штат Айова. Он страдал артрогрипозом. Это возникающая внутриутробно болезнь, сравнимая с полиомиелитом и поражающая суставы и мышцы. Из-за болезни у Стюарта развилось чувство неполноценности. Какое-то время в середине 70-х вместе со своими родными он жил в Англии, но в 1977 году вернулся в Айова-сити, чтобы жить самостоятельно. В 1983 году Мид начал учиться в Миннеаполисском колледже искусства и дизайна, который он окончил в 1987 году. Потом он познакомился с Фрэнком Гаардом, основателем журнала Art Police (1974–1994), человеком, который до сих пор является влиятельной фигурой и учителем на художественной сцене Миннеаполиса. Формирование эстетических предпочтений Гаарда связано с чикагскими имажистами (больше известными как Hairy Who), чье творчество шло вразрез с мейнстримом, — группой, куда входили или которую вдохновляли выдающиеся художникиниспровергатели Джим Натт и Питер Сол. Гаард побудил Мида, в ту пору робкого студента-художника, абсолютно по-новому подойти к творчеству. В 1991 году Гаард и Мид создали Man Bag — отпечатанный на ксероксе журнал, посвященный исключительно сексу. Man Bag нерегулярно выходит и по сей день, позволяя Миду реализовывать свои сексуальные фантазии на тему маленьких девочек. Через этот журнал и некоторые письма его извращенных читателей Мид, осознавая и анализируя, столкнулся с тем, что мы могли бы назвать «уродством педофилии».
В последние годы творчество Мида становится во многих отношениях все оскорбительней: такого рода вещи можно отыскать лишь в темных закоулках порномагазинов. В коммерческой порнографии действуют строгие законы, запрещающие совмещение сексуальных фетишей. К примеру, нельзя смешивать садомазо и хардкор. Извращенные законы, введенные против извращений, не остановили поток тематической продукции Мида. На самом деле однажды какой-то фотомагазин в Миннеаполисе передал слайды его работ в полицию. Через несколько недель перед домом Мида остановился полицейский и проинформировал художника, что, хотя его творчество и легально, это дело разбирается полицейскими, расследующими случаи растления малолетних и порочного насилия. Мид был вынужден нанять адвоката. Тот обнаружил, что полицейские просто беспокоили художника из-за направленности его творчества.
Перевозка картин Мида и Блаллы Холманна через американские границы привлекала довольно пристальное внимание сотрудников американской таможни. Один служащий, оскорбленный изображением маленькой девочки, писающей и испражняющейся у фонтана, закричал: «Смотрите! Здесь писающая девочка!», на что его напарники ответили: «Это же просто рисунок».
Фантастическая и нереалистичная природа искусства Мида, возможно, позволяет галереям и издателям выставлять и воспроизводить его работы, несмотря на то, что затрагиваемые им темы вплотную подходят к границам законности. Фрейдистский подход Мида к своей сексуальности очень близок сюрреализму, и Мид часто ссылается на картины и рисунки Ханса Беллмера и Балтуса как источник вдохновения для его собственных творений. Беллмер и Балтус не делают секрета из своего влечения к юным особам женского пола.
Зацикленность Тревора Брауна на свастиках и детях явно прослеживается в его творчестве. Из-за четкой прорисованности его работы нередко высмеиваются как всего лишь «иллюстрации», однако их художественная ценность бесспорна. Хотя его книги «Зло» и «Алфавит» и можно найти в Соединенных Штатах в очень ограниченном количестве, они категорически запрещены в его родной стране — Японии.
Блалла В. Холлманн (1941–1997) родился в Квирле, в Силезии. После Второй мировой войны эта территория была аннексирована союзниками. Карьеру художника Блалла начал в конце 1950-х, рисуя в стиле наив. А в конце 60-х его выгнали из Штатов. Он стал персоной нон грата из-за приступа наркотического психоза, который случился с ним однажды, когда он преподавал искусство в Университете штата Калифорния в Сан-Франциско. После депортации его разочарование в капитализме и западной культуре заметно усилилось. Провозгласив себя «посланцем ненависти», Блалла заявил, что «люди — это живые мешки, полные дерьма». Испытывая тошноту к перенаселению как средству, при помощи которого капитализм пополняет свое грязное богатство, Блалла пропагандировал сокращение размножения человека: «Срубите семейное дерево, ибо весь мир исчезает бесследно».
В своей ненависти к Третьему Рейху, Ватикану и Соединенным Штатам Блалла не делает разницы между ними. На его картинах крест и свастика заменяются символом доллара, который стал новым Богом, заставляющим саму землю вращаться. Выставка работ Блалы Холлманна в одном из музеев Баварии была закрыта изза картины, изображающей Гельмута Коля, ведущим себя явно сексуальным образом. В честь «празднования» объединения Германии в 1990 году, Блалла нарисовал «Черную серию» — десять богохульных иллюстраций с Гитлером, чтобы убить в себе «внутреннего фашиста». Часто сравнивая религиозный катехизис и образование с совращением детей, Блалла считал, что история, фольклор, историческое наследие и христианство — это ложь, сфабрикованная для того, чтобы контролирующая ерунда существовала вечно.
Блалла презирал арт-мир, звезд которого — Энди Уорхола, Джеффа Кунса, Герхарда Рихтера, Сигмара Полье и Йозефа Бойса — он считал лакеями-соглашателями богачей. Отмечая, что каждая работа, проданная этими ребятами, означала не заработанные им деньги, Блалла полагал, что вышеупомянутые художники обворовывают его. Озлобленный выставками в галереях и музеях, Блалла настаивал на том, что все их участники должны подписывать свои работы фразой «Я солгал!»
Гази Баракат
Из Книги «Культура времен Апокалипсиса»
источник